Очерки о немецких святых
Св. Матернус – первый епископ Кельна, а также епископ Трира и Тонгерна, почему изображаетcя обычно с трехбашенной церковью в руке). Первое упоминание его имени в письменных источниках встречается уже в IV столетии. Легенда повествует, что он был тем самым сыном вдовы Наинской, которого воскресил Иисус. Воскрешенный отрок стал учеником св. Петра и был им послан проповедовать Евангелие на Рейне, вместе с первым епископом Трирским св. Евхариусом и вторым епископом Трира. св. Валериусом.
Однако легенда не останавливается на идетификации личности святого и идет гораздо дальше. Путешествие трех святителей в рейнские земли было, говорит, настолько тяжелым, что, добравшись только до Эльзаса, св. Матернус изнемог и от слабости умер, а Евхариус и Валериус в полной растерянности возвратились в Рим. Св. Петр погрузился в молитву, и в сонном видении ему было повелено вручить неудачливым миссонерам свой пастырский посох и разбудить им умервшего, посколько не настало еще время тому отдыхать. Так Петр ипоступил; Еввхариус и Валериус поспешили туда, где погребли Матернуса, нашли его тело нетленным и коснулись его жезлом Петра. И что же? – Матернус воскрес, уже во второй раз в своей жизни. Молва о чуде распространилась по всей германской земле, и многие под влиянием этого события приняли христианство. Что касается жезла, то он так и остался в Германии – чехол от него хранится в Трире, а сам жезл – в Кельне, в то время как у епископов Рима пастырского жезла с тех пор так и не водится.
Св. Матернус основал в Кельне, прежде всего, церковь св. Петра (на ее месте и стоит сейчас знаменитый Кельнский собор), а также церковь св. Цецилии, в подземельях которой при раскопках в XIX веке был обнаружен алтарь, посвященный св. Матернусу, однако во время Второй Мировой войны церковь была почти полностью разрушена при бомбежках).
Мощи святого покоятся, однако, не в Кельне, а в Трирском соборе. Опять-таки согласно легенде, жители Кельна, чтобы узнать волю Божию, положили останки святого в лодку и спустили лодку в воды Рейна. К общему удивлению, лодка поплыла против течения – в сторону Трира. Послушавшись этого указания. кельнцы расстались с мощами и отдали их в Трир, где ныне св. Матернус ждет своего третьего воскресения в одной могиле со св. Евхариусом и св. Валериусом, с тем, чтобы святые друзья могли воскреснуть вместе и обняться на радостях.
На том месте, где в рейн спускали лодку с мощами, была построена маленькая «Лодочная» церковка, ныне – церковь св. Матернуса.
День памяти святого – 11 сентября.
Св. Суитберт, по рождению граф Ноттингемский, родился в VII веке в Англии (логично предположить, что в Ноттингеме…). В 690 году он вошел в группу из двенадцати бенедиктинских монахов-миссионеров, образованную св. Виллибрордом для проповеди в Германии. Поначалу св. Суитберту была поручена проповедь в западной Фризии (сегодняшней Голландии). Однако молодого миссионера тянуло в неизведанные еще страны и области, простиравшиеся за Рейном. Однако св. Виллиброрд эту тягу к неизведанному не поощрял, и только после отъезда последнего в Рим и после назначения св. Суитберта епископом (правда, без кафедры, в обычном для тех времен чине бродячего епископа-миссионера) он смог распространить свою деятельность к северу от Рейна и в район Вестфалии. Жившее там племя встретило его враждебно, однако св. Суитберт повел себя мудро и научил для начала аборигенов различным искусствам, им до тех пор неизвестным, – в частности, вспахиванию земли и коневодству. Этим он расположил к себе сердца диких охотников, и смог приступить наконец к проповеди, которая принесла поначалу обильные плоды, однако вскоре язычники-саксы из соседних земель, считавшие всех христиан союзниками ненавистных франков, стали чинить ему препятствия. В конце концов они завоевали всю территорию, где проповедовал св.Суитберт, а самого его взяли в плен, и он смог спастись лишь чудом и вынужденно удалился на подаренный ему королем Пепином маленький островок Кайзерверт на Рейне, неподалеку от Дюссельдорфа. Здесь в 710 году святой основал монастырь, где готовил миссионерские «кадры» для проповеди на правом берегу Рейна, и до своей смерти 1 марта 713 г. успел еще обучить и благословить многих молодых подвижников. Кроме того, на острове было организовано что-то вроде маяка, чтобы корабли могли и ночью благополучно миновать остров. В случае же, если какой-нибудь корабль все же терпел бедствие, монастырская братия под руководством Суитберта оказывала пострадавшим необходимую помощь. Разошлась молва, будто святой получил от Бога дар возвращать к жизни утопленников.
После смерти святого Рейн принес к острову так много глины и грязи, что остров в самое короткое время навсегда соединился с берегом.
В церкви на Кайзерверте, сохранившейся и до наших дней, над алтарем висит якорь, в память чуда, о котором рассказывают в тех местах: однажды с борта одного ихз проходивших по Рейну кораблей упала маленькая девочка, и ее выдовили только несколько часов спустя, уже бездыханную, с помощью именно этого якоря. Отчаявшийся отец вернулся в монастырь и, с девочкой на руках, бросился к алтарю, молясь св. Суитберту и требуя от того помощи. И, паче всякого чаяния (отец рассказывал, что святой сам на мгновение появился у своего алтаря), девочка ожила.
День памяти св. Суитберта – 3 марта.
Св. Альто (середина VIII века). Отшельник и миссионер, ирландец по происхождению. Об этом святом известно немногое, кроме того, что он, после нескольких лет отшельнической жизни, около 750 г. основал в Баварии, на месте своей прежней отшельнической хижины, большой бенедиктинский монастырь Альтомюнстер, ныне полуразрушенный. Год смерти св. Альто не известен. День памяти: 9 февраля.
Св. Ульрих (Удальрих) (890-973 гг.), будущий епископ аугсбургский, родился в Аугсбурге, в благородной семье: он был сыном графа аллеманов происхождения Хупальда и герцогской дочери Дитпирхи (Тетбирги), соединенных родственными связями с императорами династии Оттонов. Рос болезненным и слабым ребенком. Когда пришла пора отдавать его в учение, его поместили в монастырскую школу, где он показал себя на редкость примерным учеником. После окончания школы он был послан для дальнейшего обучения ко двору его родного дяди – епископа аугсбургского Адальберта и был назначен его келейником. В 909 г. Ульрих отправился посетить римские святыни. Через год, на пути, его настигло сообщение о смерти Адальберта. Тогдашний папа Сергий III хотел оставить молодого священника (Ульрих к тому времени уже принял сан) при себе, однако Ульрих предпочел вернуться на родину и прожил последующие пятнадцать лет безвыездно в родительском поместье, в полной безвестности. Предполагают, что именно в этот период будущий святой исполнил свое давнее намерение принять постриг. После смерти наследника Адальберта, епископа аугсбургского Хилтина в 923 г. Ульрих, по протекции своих знатных родственников и по повелению императора Генриха, получил освободившуюся кафедру ( обычная для того времени практика) и стал епископом. Сложность состояла в том, что Аугсбург и его окрестности оказались в то время опустошены после набега воинственных язычников-венгров. Так сбылось предсказание папы Сергия, который предрек Ульриху, что, хотя тот и уклонился от епископской карьеры в Риме, ему все же придется взять на себя это бремя, но при гораздо более трудных обстоятельствах – ему придется восстанавливать епархию, лежащую в руинах… К восстановлению своей епархии новый епископ и приступил, заручившись поддержкой правящего императора, при дворе которого он скоро сделаля одним из наиболее уважаемых советников. Остался в истории как примиритель враждующих властителей (ему удалось предотвратить несколько кровопролитных сражений между членами императорской семьи). Жития говорят о нем как о строгом, но добром пастыре. Св. Ульрих восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, заново отстроил и построил множество церквей. Кроме того, он окружил город каменной стеной и основал церковную школу. В 954-5 гг. Аугсбург был снова осажден полчищами язычников-венгров, и не в последнюю очередь благодаря мужеству и духовной силе епископа, сумевшего духовно поддержать осажденных, город смог выдержать осаду до прихода императорских войск.
Св. Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов, собирал церковные соборы, дважды совершил паломничество в Рим.
Житие рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, св. Ульрих пеплом обозначил на земле крест, обрызгал его святой водой и лег на него. Так, при пении литании, он и отошел к Господу. Похороны святого были совершены епископом Вольфгангом Регенсбургским. Его останки покоятся в Аугсбурге, там, где он и хотел, – в церкви св. Афры, святой, которая, согласно преданию, явилась ему однажды в видении, юной римской мученицы африканского происхождения, бывшей жрицы Афродиты, обратившейся и пострадавшей за христианскую веру в Аугсбурге (тогда – римском укреплении под названием «Августа Винделикорум») в самом начале IV столетия. Слава о его святости и о чудесах, происходивших на его могиле, была столь велика и распространилась так быстро, что он был канонизирован уже в 993г.
Св. Ульриха часто изображают с рыбой в руке, – в память легенды о чуде, которое совершил, однако, не он сам. Однажды. рассказывает легенда, св. Ульрих с неким благочестивым собеседником так засиделись за вечерней четверговой трапезой, что явившийся утром к Ульриху императорский гонец застал их еще за столом, и святой одарил посланника куском мяса со стола. Посланник, недолюбливавший Ульриха, воспользовался случаем ввести святого в немилость императора: вот, дескать, этот якобы святой вкушает мясо в пяток! (В те времена пост в пятницу соблюдался и в римской церкви неукоснительно). Однако когда посланник развернул дар св. Ульриха, все увидели, что мясо превратилось в рыбу, – так Бог защитил Своего служителя от навета неблагодарного гонца…
День памяти св. Ульриха (он же день смерти) – 4 июля.
Св. Буркхард (Бурчард) Вюрцбургский (? – ок. 754 г.). Англичанин. Последовал призыву св. Бонифация и присоединился к миссионерам, отправлявшимся в Германию. Только с того момента, а именно – около 732 г., как его имя попадает в списки св. Бонифация, св. Буркхард попадает в «освещенный круг» истории. По-видимому, он был к тому моменту уже монахом и при этом, вероятнее всего, уже отнюдь не юношей. Его миссионерская деятельность, которую он по послушанию осуществлял в Тюрингии и Франконии, не была безоблачной; несмотря на то, что поверхностная христианизация здесь была осуществлена раньше, усилиями св. Килиана и св. Виллибальда, язычество было еще далеко не искоренено. Девять лет провел св. Буркхард в этих краях, и, наконец, св. Бонифаций решил отметить его заслуги и помазал миссионера в епископы новой епархии с центром в Вюрцбурге (сам св. Бонифаций в то время сосредоточил свою активность в Тюрингии). Одним из первых дел Буркхарда в Вюрцбурге было достойное перезахоронение мучеников св. Килиана, св. Тотнана и св. Колоната. Эта торжественная церемония тронула сердца местных жителей и расположила их к церкви. легенда приписывает св. Буркхарду особую благодать от Бога в исцелении ревматизма и прочих болезней, связанных с гибкостью суставов, и рассказывает о многих исцелениях, происшедших по молитвам святого.
Не теряя связи со св. Бонифацием, Буркхард успешно правил своей епархией вплоть до 747 года, когда Пепин Короткий, отец Карла Великого, весьма благоволивший к святому епископу, включил того в состав посольства, отправлявшегося в Рим с деликатной миссией, касавшейся вопроса о престолонаследии в королевстве франков. Вернувшись из этой почетной командировки, св. Бурчард (находившийся, по всей видимости, уже в преклонных летах) почувствовал упадок сил и был вынужден отойти от дел. С разрешения короля, в 753 году он удалился на покой в монастырь Хохенбург в Оденвальдском лесу и через год отошел к Господу, опередив св.Бонифация, который, впрочем, пережил его совсем ненадолго). Его мощи покоятся рядом с мощами св. Килиана в Вюрцбургском соборе.
День памяти – 14 октября.
Св. Руперт (Роберт, Рупрехт, Хруодперхт) (660(?) – 718), основатель и первый епископ Зальцбурга, современник короля франков Хидельберта III, считается святым покровителем Верхней Баварии и Зальцбурга. Кем он был по происхождению, точно неизвестно; один не вполне достоверный источник сообщает, что он был отпрыском одновременно двух знатных родов – французского королевского (династии Меровингов) и неизвестного ирландского.
В 696 году Руперт явился в Баварию, ко регенсбургскому двору герцога Теодо II Баварского, из Вормса, где уже был до этого хорепископом. Несмотря на то, что в Регенсбурге (Ратисбоне) христианская вера пустила корни уже давно, герцог, согласно недостоверной легенде, был язычником, и Руперт крестил его (место, где это произошло, каменная башня у Корнмаркта, сохранилась и доныне). Гораздо правдоподобнее историчесие сведения: согласно хроникам, Теодо II был как раз, наоборот, уже к приходу св. Руперта убежденным христианином и, собственно, сам пригласил святого, всерьез задавшись целью возродить и укрепить в Баварии христианскую церковь. На эти цели было выделено достаточно средств, чтобы послать поначалу разведчиков по всей Баварии и достоверно осведомиться о положении дел в разных ее частях. Получив необходимую информацию, св. Руперт двинулся вверх по Дунаю, стараясь по мере возможности восстанавливать пришедшие в упадок церкви (в частности, в Лорхе и Валлерзее), но не ограничиваясь в своей проповеди «значительными», населенными городами, – его целью было обойти всю эту область, посетить каждую деревню, подняться на все горные перевалы, пройти по всем лесным дорогам, чтобы ни осталось ни одной деревеньки, куда не достигло бы слово Божие. Неутомимость и доскональность св. Руперта завоевали ему прозвание апостола Баварии (вместо со св. Эммерамом и св. Корбинианом). В конце концов, путь привел его в древнюю римскую крепость Ювавиум (Хельфенбург). Это место настолько ему приглянулось, что он решил сделать его опорным пунктом для своей миссионерской работы. Герцог Теодо охотно подарил ему и его монахам эти земли (что включало в себя право на охоту и рыбную ловлю, а также на долю в доходах от добычи соли, которой были богаты те места, что дало св. Руперту широкие возможности для благотворительной деятельности, которой он всегда придавал первостепнное значение. Однако добыча соли в то время носила хаотический характер; новый епископ наладил организованную добычу и, собственно, заложил существующие доныне соляные рудники). В результате всего этого Ювавиум (ныне австрийский Зальцбург – «соляная крепость», родина, как известно, Моцарта) быстро превратился в культурный, промышленный и духовный центр региона. Под возвышающейся над Зальцбургом горой Монхберг (в переводе «гора монахов»), на месте мученичества св. Максимуса, ученика проповедовавшего когда-то в этих местах св. Северина, св. Руперт основал первую зальцбургскую церковь в честь св. Петра, а при ней – знаменитый ныне монастырь. Аббатом монастыря был он сам (эта практика совмещения должностей епископа и аббата монастыря св. Петра сохранялась в Зальцбурге еще в течение трехсот лет). На другой горе, которая называется сегодня Ноннберг («гора монахинь»), он заложил на месте древней римской крепости аббатство, которое считается сегодня старейшим бенедиктинским аббатством в Германии (его аббаттиссой стала племянница св. Руперта, св. Эрентруда). Впрочем, наряду с уставом св. Бенедикта в основанных св. Рупертом монастырях практиковались и правила, восходившие к ирландской монашеской практике.
К числу построенных св. Рупертом древних баварских храмов относится также построенная им в Альтоттинге часовня для знаменитой чудотворной статуи Божией Матери (до сих пор место паломничеств и чудес; св. Руперта часто изображают с этой часовней в руках. Эта часовня имеет примечательную восьмиугольную форму, из–за чего возникла легенда. будто на этом местестоял когда-то древний языческий храм, однако специалисты считают, что форма храма уазывает скоре на то, что здесь находился когда-то восходящий еще ко временам римского владычества христианский баптистерий), Максглан под Зальцбургом и Бишофсхофен в Понгау. Кроме того, именно св. Руперт основал знаменитый монастырь Вельтенбург на Дунае.
Легенда рассказывает, что на смертном одре св. Руперт сказал стоявшей рядом с ним св. Эрентруде: «Ну, что, сестричка, пробил мой часик!» Та бросилась к его ногам, плача и умоляя не оставлять ее одну и взять с собой на небо. И святой дал ей такое обещание. Через несколько дней она, молясь за упокоение души своего новопреставленного духовного отца, услышала, что он зовет ее. Вскоре после этого и она мирно отошла ко Господу.
День памяти – 24 ноября.
Св.Эммерам (? – 652 г. ). Входит в число трех «апостолов Баварии» (это звание разделяют с ним св. Руперт и св. Корбиниан). Родился в Пуатье в первой половине VII века, получил хорошее образование и принял священнический, а затем и епископский сан. Считается, что одно время он занимал епископскую кафедру в Пуатье, хотя точных сведений об этом нет. Так или иначе, в какой-то момент святой принял решение отправиться, в чине «странствующего епископа», в Паннонию (Венгрию), чтобы проповедовать христианство дикому племени аваров. Путь его лежал через древний баварский город Регенсбург (Ратисбону), где Эммерама тепло принял тамошний герцог по имени Теодо, к тому времени уже принявший христианство. Теодо убедил Эммерама остаться в Регенсбурге: Бавария испытывала острую нехватку в священниках, и христианство, впервые привитое здешним племенам неявным образом, во времена римского владычества, хотя и вышло к тому времени из подполья, главенствующей роди отнюдь не приобрело, а, наоборот, медленно подвергалось порче через взаимодействие с живыми языческими культами и грозило уже раствориться среди них. Эммерам с усердием взялся за проповедь и восстановление церквей. За три года, что он здесь провел, святой стяжал себе почет и уважение как среди знати, так и среди простых людей. Успех имела и его проповедь. Наконец, Эммерам пришел к выводу, что посеянные им зерна принялись, и решил, что теперь самое время совершить паломничество в Рим. Однако до Рима он не добрался: на пятый день пути, в местечке, которое сегодня называется Кляйнхельфердорф, он был настигнут воинами во главе с сыном герцога Теодо. Они схватили святого и подвергли его жестоким истязаниям, от которых тот в недолгом времени и скончался в расположенном неподалеку селении Ашхайм. Доподлинные причины этого убийства неизвестны. В житии говорится, что он был оклеветан внебрачно забеременевшей дочерью герцога Теодо по имени Ота, но никаких исторических подтверждений этому нет, только легенды, зато одна неправдоподобнее другой. В одной из легенд сообщается, например, будто святой сам дал Оте согласие оклеветать себя в ее изнасиловании, чтобы отвести от девушки неминуемое суровое наказание. В Кляйнхельферсдорфе была установлена часовня в память мученичества святого, сохранившаяся до сего дня. Другая часовня построена в Ашхайме, где останки святого пребывали сорок дней и сорок ночей (как гласит надпись на пустом гробе, до сего времени стоящем в той церкви), однако, согласно легенде, все эти сорок дней и сорок ночей не переставая лил дождь, что было сочтено за знак недовольства святого выбранным местом его захоронения. К тому времени невиновность св. Эммерама была установлена, и безутешный герцог Теодо с почетом перевез тело святого в Регенсбург (легенда, как нетрудно догадаться, сообщает, что корабль, на который было возложено тело мученика. сам, без весел и парусов, поплыл вверх по Дунаю и остановился у регенсбургской пристани), где тот и был похоронен в церкви св. Георгия. Оттуда в середине VIII столетия епископ Гавибальдус (посвященный в сан св. Бонифацием в 739 году, первый в официальном списке регенсбургских епископов) перенес мощи в новую церковь. специально для того построенную, где они и пребывают до сих пор (вокруг этой церкви возникло со временем знаменитое, давшее баварии многих святых монахов и подвижников, аббатство св. Эммерама). В 1642 году церковь сильно пострадала от пожара, однако тела святого огонь не коснулся.
День памяти св. Эммерама – 22 сентября.
Св Вальбурга (Вальтруда, Вальпурга) (710-777 гг.). Племянница св. Бонифация. Ее отец по имени Ричард (по некоторым источникам – король одного из западносаксонских королевств, чего, однако, проверить нельзя), отправляясь в паломничество в Рим с двумя старшими братьями Вальбурги – Виллибальдом и Виннебальдом – оставил одинннадцатилетнюю Вальбургу на попечение аббатиссы Уимборнского монастыря. Здесь будущая святая провела двадцать шесть последующих лет своей жизни. Ни отец, ни братья не вернулись, – отец умер на обратном пути, был похоронен на континенте под несколько приблизительным именем «Ричарда, Короля Английского», а братья остались на чужбине. В 748 г. аббатисса Уимбурна Тетта, по просьбе св.Бонифация, послала уже немолодую Вальбургу, в числе других монахинь монастыря, в Германию: там требовались опытные и образованные иноки и инокини для образования монастырей и для трудов по евангелизации страны. На пути в Германию корабль, на котором плыла св. Вальбурга и ее сопровождающие, настигла буря, однако по молитвам святой волны утихли. Об этом чуде сразу же по прибытии на сушу разнеслась слава по всей округе, и св. Вальбургу везде принимали с почетом и уважением. Путь лежал через Майнц, и здесь Вальбурга неожиданно втретила, кроме самого св. Бонифация (что и планировалось), еще и своего утраченного брата Виллибальда, который к тому времени тоже сделался сподвижником св. Бонифация. Нашелся и второй брат – Виннебальд; Вальбурге довелось впоследствии прожить с ним несколько лет бок о бок, – он руководил мужской половиной сдвоенного Хайденхаймского монастыря, аббатиссой женской части которого Вальбургу назначили после «прохождения практики» в Бишофсхайме, у св. Лиобы. Св. Вальбурга пережила своего брата, а в 776 г. ей довелось принять участие в его прославлении как святого и перенесении его нетленных мощей (церемонию проводил св. Виллибальд). Благодаря полученному в Уимборне образованию св. Вальбурга смогла написать житие св. Виннебальда и на латыни составить отчет о паломничестве другого своего брата – св. Виллибальда – в Святую Землю. Св. Виллибальд и похоронил свою младшую сестру – она умерла через год после прославления св. Виннебальда.
На могиле св. Вальбурги совершались чудеса, сюда стекались паломники, однако после смерти св. Виллибальда о могиле практически забыли, а Хайденхаймский монастырь пришел в упадок и начал разрушаться. В 870 году, после почти столетнего забвения, останки святой были чудесным образом найдены и торжественно перенесены в Айхштадт. В 893 году, при вскрытии гробницы, обнаружилось, что мощи св. Вальбурги источают миро. Это чудо продолжается и до сегодняшнего дня.
Св. Вальбурга считается первой английской (равно как и немецкой) писательницей.
День памяти св. Вальбурги – 1 мая.
Cв.Виллигис (серед. Х в. – 1011 г.) – архиепископ Майнца. Родился в Брауншвейге, в семье сапожника. В 969 г., когда его заметил и приблизил к себе в качестве советника архиепископ Майссена, он уже был священником в Хильдесхайме, неподалеку от Ганновера. Следующей ступенью карьеры святого стало назначение в советники к императору Оттону Первому (Великому). После смерти императора в 973 г. Виллигис был поставлен в архиепископы Майнца (при этом он оставался королевским советником и при Оттоне Втором, и при Оттоне Третьем, и при Генрихе Втором Саксонском). Папа Бенедикт пожаловал Виллигису официальный титул главы германской церкви. В качестве такового св.Виллигис пытался противодействовать назревавшему тогда разделению церквей на Западную и Восточную. Активно участвовал в продолжающейся евангелизации Германии ( а также Дании и Швеции). Особую славу стяжала ему его щедрость в делах благотворительности. Легенда рассказывает, что знать Майнца была недовольна низким происхождением архиепископа и роптала. Однажды ночью у него на дверях появилась надпись: «Виллигис, Виллигис, вспомни, кто твой отец!» Епископ включил эти слова и знак колеса (символизировавший профессию его отца) в рисунок своего герба. Умер св. Виллигис в 1011 г. и был похоронен в Майнце. Почитание его как святого возникло спонтанно сразу же после его кончины.
Праздник: 23 февраля.
Cвв. Виллибальд и Виннебальд. Братья, родились в Англии в состоятельной семье. Их мать была родственницей св. Бонифация, отец был позже канонизирован и занесен в святки под именем св. короля Ричарда Английского. Однако, со всей очевидностью, королем умершего на чужбине английского паломника посчитали по ошибке, поскольку в Англии в то время известного исторической науке короля Ричарда не было. Кроме Виллибальда, который родился 21 октября 700 (или 701) года, и Виннебальда (дата его рождения –702 г. , в семье были еще дети, в их числе – будущая святая и сподвижница обоих братьев Вальбурга.
В 722 г. их отец решил совершить паломничество в Рим и взял с собой обоих сыновей. Рим главе семьи, однако. увидеть так и не довелось, – по дороге он скоропостижно скончался. Братья добрались до Рима и остались там. В 724 г. Виллибальд совершил паломничество в Святую Землю, побывал в Иерусалиме и Константинополе и вернулся только в 730 г. В Италии, в монастыре Монте Кассино, он познакомился со св. Бонифацием, который через одиннадцать лет посвятил его в сан и назначил миссионером в Айхштадт. Еще через год (или даже меньше) Виллибальд стал первым епископом новой Айхштадтской епархии.
Второй брат, Виннебальд, тоже познакомился со св. Бонифацием и дал согласие отправитсья вместе с ним в Германию, но сначала провел несколько лет в монастыре в Риме и навестил Англию, где осталась мать. В 740 г. он вернулся в Тюрингию и принял священный сан. В 752 г. они вдвоем с братом основали сдвоенный монастырь в Хайденхайме, и Виннебальд возглавил мужскую общину, а его сестра Вальбурга, с которой братья встретились в Германии (какой же неожиданной была эта встреча!) – женскую. Виннебальд скончался 18 декабря 761 г. (в этот же день праздуется его память). Через восемнадцать лет его мощи были обнаружены нетленными. Виллибальд окончил свои дни 7 июля 786 г. (тоже день его памяти).
Святые монахини – просветительницы Германии.Уехав из родной Англии в Германию, св. Бонифаций, просветитель Германии и Фризии, поддерживал постоянную связь с родиной через общину Уимборнского монастыря, известного строгостью обычаев и святостью жизни его насельниц, и получал от него разнообразную поддержку. В 748-49 гг. св. Бонифаций выписал в Германию из Уимборна монахов и монахинь для организации новых монашеских общежитий. Эти монастыри, построенные на землях еще недавно языческих племен, стали не только оплотами христианской веры, но также форпостами цивилизации среди диких германских лесов и сторожевыми крепостями христианского государства. Св. Бонифаций был первым известным в истори миссионером, призвавшим к себе на помощь не только иноков, но и инокинь. Первой в Германию из Англии приехала св. Лиоба, за ней – св. Вальбурга, в сопровождении многих других насельниц Уимборна. Св. Лиоба стала настоятельницей первого женского монастыря на германских землях – Бишофсхаймского, cв. Вальбурга – Хайденхаймского (мощи св. Вальбурги до нынешнего дня источают миро). Около 790-го года в Германию приехала св. Текла, родственница св. Лиобы, впоследствии аббатисса Оксенфуртского монастыря и основательница монастыря в Китцингине-на-Майне. Однако число святых английских монахинь-миссионерок, отдавших свою жизнь делу прсовещения дикой Германии, не исчерпывается этими тремя именами; на самом деле их было едва ли не больше сотни, и многие из них остались безымянными. Общее количество основанных английскими монахинями монастырей в Германии – несколько десятков – достойно удивления, особенно если помнить, каких трудов стоило в ту эпоху построить монастырь (для этого нужно было прежде всего раскорчевать участок леса, потом найти подходящий камень для постройки, и так далее и тому подобное…) и поддерживать его «на плаву» в виду постоянной угрозы со стороны свирепых саксонских и славянских языческих племен. Относительный мир и безопасность в германских землях установились только после побед Карла Великого. Известный апологет христианства, блаженный Антуан-Фредерик Озанам (1813-1853), в своей работе «Христианская цивилизация у франков» (1849) написал о святых инокинях – помощницах св.Бонифация: «Молчаливость и смирение как бы вуалью занавесили от глаз мира труды подвижниц, которых Провидение поставило у колыбели немецкой цивилизации».
День памяти св. Лиобы – 28 сентября.
День памяти св. Теклы –15 (или 27-28 сентября)
День памяти св.Вальбурги – 1 мая.
Людгер (Лиудгер) (ок. 744 – 809 г.) – епископ Мюнстера. Уроженец одной из самых влиятельных семей Фризии, в противостоянии франков и фризийцев взявших сторону первых и рано принявших христианство. Получил образование в монастырской школе в Утрехте при св. Бонифации, а затем продолжил образование в Йорке у знаменитого богослова и ученого Алкуина, одного из советников Карла Великого. Именно Алкуин посоветовал Людгеру (тогда уже диакону) вернуться в остававшуюся тогда по большей части языческой Фризию и посвятить себя миссионерству. Тот последовал совету и в течение нескольких лет проповедовал в отдаленных уголках Фризии и Вестфалии, причем в самом начале он был послан правящим епископом не куда-нибудь, а в Доккум – место, где не так давно (в 754 г.) был убит св. Бонифаций, которого молодой миссионер как-никак сподобился увидеть еще при его жизни. В 777 г., уже приняв священный сан, Людгер построил в тех краях несколько церквей, и в том числе в Доккуме. Семь лет он трудился среди местных жителей, и, казалось, церковная жизнь начинала налаживаться, но в 784 г. на вверенную ему область напали саксы-язычники под предводительством Видукинда. Священники были изгнаны, церкви разрушены, плоды христианской проповеди уничтожены: фризийцы присоединились к саксам и снова выступили против христиан, которые отождествлялись у них с нелюбимыми франками. Людгер уехал в Рим, где получил благословение папы Адриана, а оттуда – в монастырь Монте Кассино, где в течение двух лет на практике изучал бенедиктинский монастырский устав. За это время саксы потерпели поражение от Карла Великого, Видукинд волей или неволей принял христианство, и Людгер смог вернуться. По возвращении он восстановил разрушенные церкви и снова взялся за проповедь в порученных ему победоносным Карлом Великим пяти областях, обращенных императором в христианство самыми простыми средствами – огнем и мечом. Население этих областей еще не оправилось от жестокостей Карла, а Людгер с его кротостью и мягкостью явил собой ощутимый контраст. Он помогал, утешал, учил, входил в положение… и в итоге вызвал любовь и уважение местных жителей. Ему удалось в конце концов обратить ко Христу даже упрямых обитателей острова Фарзикланд, где находилось главное языческое капище фризийцев, так. что остров был переименован в Гельголанд (новое название означало «Земля святого»). Успехи Людгера не укрылись от глаз императора, и тот решил было посадить его на епископскую кафедру в Трире, однако святой попросил его послать вместо этого в Саксонию. Его желание было удовлетворено, и около 804 г. Людгер получил епископскую кафедру в Мимигардефорде, где построил собор, несколько монастырей и около сорока приходских церквей. Этим монастырям город обязан своим теперешним именем (Мюнстер, то есть «город монастырей»). Строительные заботы не отвлекли его от главного дела – миссионерства: он постоянно объезжал вверенные его пастырской заботе земли, крестил, учил, проповедовал язычникам-саксам, раздавал милостыню. Об успехе его проповеди Евангелия свидетельствует сохранившееся от тех времен саксонское стихотворение «Heiland», т. е. «Спаситель», где делается попытка увязать христианское учение с германской традицией. Легенда сообщает, что недоброжелатели Людгера то и дело писали на него доносы Карлу Великому, жалуясь не на что-нибудь, а на чрезмерную щедрость при раздаче милостыни, в ущерб заботе о благолепии строящихся церквей (а Карл о пышности и красоте храмов как раз особенно заботился). Наконец, император вызвал Людгера к себе для объяснений, но, когда его вызвали пред очи Карла, Людгер предложил посланцу монарха обождать, пока он не закончит молитву. Трижды посылал Карл за Людгером, и трижды епископ отговаривался необходимостью закончить молитву. На четвертый раз святой, наконец, закрыл бревиарий и уважил императора. Рассерженный Карл потребовал объяснений, за которыми Людгер в карман не полез, – ведь у земного императора нет приоритета перед Небесным, сказал он, как же я мог прервать аудиенцию с Небесным ради земного? Карлу ответ очень понравился, он проникся к святому еще большим уважением, чем прежде, вменил все наветы ни во что (а, возможно, воспринял их как похвалу?) и продолжал благоволить к Людгеру до самой его смерти 26 марта 809 г. День своей смерти святой предсказал заранее, и при том в этот самый день успел еще совершить мессу и прочесть две проповеди.
День памяти св. Людгера – 26 марта.
Св.Эрхард Регенсбургский
Жил в конце VII столетия, после «великого переселения народов». Родился в Ирландии. Как и когда он стал епископом – неизвестно, не сохранилось и упоминаний о том, когда именно он присоединился к числу знаменитых ирландских «странствующих епископов», которые покидали родину, чтобы проповедовать христианство на просторах материковой Европы. Прибыв на континент в шестидесятые или семидесятые годы VII столетия, св. Эрхард объединил свои усилия со св. Хильдуфом, архиепископом Трира, который, согласно преданию, был его родным братом. Предание утверждает, что братья основали по семь монастырей каждый. После смерти св. Хидульфа св. Эрхард покинул Трир, опасаясь, что его изберут преемником брата, в то время как он еще не чувствовал себя готовым осесть и взять на себя управление уже сформированной епархией. Последовали годы странничества и свободной проповеди в разных частях Германии, и только много времени спустя (это уже не легенда, а история) настало время св. Эрхарду все-таки перейти к оседлому образу жизни – он согласился принять только что осиротевшую (после мученической гибели св. Эммерама) епископскую кафедру в уже тогда древнем, еще римлянами основанном баварском городе Регенсбурге (тогда он назывался Ратисбона). Здесь он основал монастырь Нидермюнстер, где и поныне покоятся мощи святого (на этом месте произошло множество чудес, скрупулезно зафиксированных в церковных документах). С регенсбургским периодом жизни св. Эрхарда связана легенда, чем-то неуловимо напоминающая сюжет оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта», написанной, как известно, по мотивам повести датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене». Однажды св. Эрхарду было во сне видение (опять легенда!): ему было сказано немедленно отправиться на Рейн. Святой не замедлил пуститься в путь, и Дух привел его в монастырь, где воспитывалась слепая от рождения девушка по имени Одилия (Оттилия), дочь эльзасского герцога Аттиха. Мать воспитывала Одилию вдали от двора, в неком не названном монастыре, по секрету от отца, который отказался от дочери и велел ее умертвить. Несмотря на монастырское воспитание, Одилия еще не была крещена. Святой преподал ей христианское учение и окрестил ее. И – чудо! – по молитвам св. Эрхарда девушка прозрела, как только ее глаз коснулась святая вода из крещенской купели (именно поэтому св. Эрхарда изображают обычно с книгой, из которой смотрят два глаза).
По некоторым другим версиям, все это произошло гораздо раньше, еще при жизни св. Хидульфа, который и крестил Одилию, хотя и при непосредственном участии св. Эрхарда. Как бы то ни было, девушка прозрела, отцу обо всем рассказали, и наступило всеобщее примирение. Однако Одилия не захотела жить при дворе, приняла постриг и после смерти тоже была причислена к лику святых.
Год смерти св. Эрхарда неизвестен. День его памяти – 8 января.
Св. Килиан (ок. 640-689 г.) – просветитель Франконии и один из первых апостолов Баварии, епископ, мученик. Родился в Ирландии, в семье благородных и благочестивых родителей (само его имя в переоде с кельтского означает – «церковный человек». С ранней юности избрал монашеский путь и намеревался всю свою жизнь провести в монастырской келье, однако почувствовал призыв свыше и переориентировался на миссионерство. Согласно его желанию, он получил в монастыре соответствующее образование, был посвящен в пресвитеры и получил послушание ехать в языческие области Германии. В 686 г. миссионеры достигли Вюрцбурга, где правил в то время франкский герцог Гозберт. Видя, что в этих краях господствует язычество, и обретя благоволение в глазах герцога, Килиан с товарищами решили остаться в Вюрцбурге, но прежде, чем начать проповедь, отправились в Рим за благословением. Папа благословил их всех, но Килиана выделил особо и посвятил его в епископы.
Выучив немецкий язык, Килиан со товарищи приступили наконец к делу проповеди (через некоторое время миссионеры разделились, – часть из их отправились дальше, а Килиан остался в Вюрцбурге с двумя помощниками – священником Коломаном и диаконом Тотнаном. ) и сделал этот город базой для дальнейшей евангелизации края. В итоге герцог Гозберт и значительная часть его подданных обратились в христианскую веру. Но, когда Гозберт сделался христианином, святой счел обязательным указать тому на незаконность его брака с братней вдовой и взял у герцога обещание расстаться с супругой. Та пришла в ярость и задумала отомстить святому, что и привела в исполнение, дождавшись отсутствия герцога. Св. Килиан и оба его сподвижника были тайно убиты и закопаны вместе со всеми их священными книгами, сосудами, облачениями и всем, что им принадлежало. Когда, по возвращении герцога, преступление всплыло на поверхность, преступница некоторое время все отрицала, но вскоре помешалась, созналась в содеянном и умерла сумасшедшей. После смерти св. Килиана миссионерская деятельность в восточной Франконии практически заглохла – до прихода св. Бонифация. Останки трех мучеников (товарищами св. Килиана были Коломан, священник, и Тотнан, диакон) источали исцеления и не в последнюю очередь именно благодаря этому не затерялись.
День памяти святого – 8 июля.
Бонифаций (Винфрит, Вонифатий) (ок. 675-754 г.), монах, просветитель Фризии и Германии, архиепископ Майнца, мученик. Родился в Девоне, в семье свободных крестьян-землевладельцев. Образование получил в монастырях — сперва в Экзетере, затем в Нурслинге. Составил первую в Англии латинскую грамматику. Писал стихи и акростихи. В возрасте тридцати лет стал священником. Прекрасное знание Писания позволило ему проявить себя в качестве учителя и проповедника. Вскоре он стал известен и за пределами своего монастыря, и король Уэссекса Ина отрядил его делегатом к епископу Кентерберийскому. Винфрита ждала блестящая карьера, однако он внезапно отказался от нее, почувствовав призвание к миссионерской деятельности. В 716 г. он отправился проповедовать Евангелие в маленькое королевство Фризию (территория нынешних Голландии и северо-восточной Германии), по следам отправившихся туда до него св. Вилфрида и св. Виллиброрда. Миссионерская деятельность в этих и близлежащих землях облегчалась для миссионеров тем, что жители Фризии и других саксонских королевств в составе государства франков говорили на языке, мало чем отличавшемся от древнеанглийского, на котором говорили пришельцы из Британии. Однако политическая обстановка во Фризии (войны, недоброжелательство властей) как раз к приезду Винфрита сделала проповедь в тех краях практически невозможной. Поэтому он вернулся в Нурслинг, где в 717 г. был избран аббатом. Однако Винфрит отказался от почетного сана и вместо того, чтобы принять на себя управление монастырем, в 718 г. отправился в Рим, к папе Григорию II, чтобы испросить благословения на миссионерский подвиг и получить назначение. Папа направил его проповедовать в Баварию и Гессен. С этого момента Винфрит отказался от своего прежнего имени и стал называться Бонифацием, «доброделателем» (по-русски это имя прежде передавали как Вонифатий). По дороге к месту своего назначения Бонифаций узнал, что условия во Фризии изменились к лучшему, поэтому он заехал туда на три года, чтобы помочь престарелому епископу Виллиброрду и снискал у него такое благоволение, что тот назначил его своим преемником. Однако Бонифаций не остался во Фризии и направился дальше – в Гессен. Оттуда он послал папе отчет о результатах своей работы, в ответ на что папа призвал его в Рим и посвятил в епископы. Кроме того, Папа дал Бонифацию письмо к Карлу Мартеллу, который тогда, в 722 г. (и по 741-й), возглавлял франкское королевство. Эта рекомендация обеспечила миссионеру монаршее покровительство, и он получил «зеленый свет» для проповеди среди язычников Гессена. По сохранившимся свидетельствам, Бонифаций учил со властью и глубоким убеждением, и его проповедь имела успех. Особенное впечатление произвел на местных жителей следующий случай: Бонифаций бесстрашно срубил священный дуб, которому поклонялись местные жители, и языческие боги оказались бессильны помешать этому или хотя бы отомстить за обиду. Это привело к массовому обращению, и св.Бонифаций отправился дальше – в Тюрингию, с рекомендательными письмами от папы и от епископа Винчестерского Даниила. В то время евангелизация Европы шла в основном через учреждение монастырей, в которые приезжали монахи и монахини из Англии с необходимым набором книг, священных сосудов, икон и т.д. Такие монастыри становились центрами и христианства, и цивилизации одновременно. Среди таких монастырей, основанных Бонифацием, можно назвать, например, Амонбург и Фрицлар в Гессе и Ордруф в Тюрингии. В 732 г. папа св. Григорий III послал Бонифацию паллий и посвятил его в архиепископы с правом ставить епископов для всех областей Германии за Рейном. Бонифаций воспользовался этим предложением на все сто процентов. Он основал епископат в Эрфурте – для Тюрингии, в Бураберге – для Гессе, в Вюрцбурге – для Франконии, и это еще не полный пеерчень. Со временем Бонифаций воспитал себе верных учеников и последователей из числа откликнувшихся на его призыв приехать в Германию английских монахов и монахинь. Среди них – св. Лулл Мальмсбургский, св. Эобан, который позже погиб вместе со своим учителем, св. Бурчард и св. Вигберт (позже аббат Фритцлара), а также женщины – аббатиссы св. Текла, св. Лиоба, св. Вальбурга (та самая, от праздника которой происходит «Вальпургиева ночь») и другие. В 738 г. Карл Мартелл овладел землями восточных саксов; для британских миссионеров это означало новые возможности для проповеди. По этому поводу Бонифаций обратился к соотечественникам со знаменитым посланием, в котором просил их молитв и помощи «в просвещении тех, кто одной с нами крови». Однако в то время евангелизацию саксов пришлось отложить – по-настоящему Евангелие смогло проинкнуть в их земли только годы спустя, после завоеваний Карла Великого. В 738-9 г. Бонифаций снова посетил Рим, где к нему присоединились новые помощники, в их числе занесенные на континент причудой судьбы братья-англосаксы св.Виннебальд и св.Виллибальд. Получив полномочия папского легата, по возвращению в Германию Бонифаций созвал всегерманский церковный собор и установил епископат в Баварии (баварцы не были саксами, но зато и проповедовать им не требовалось – христианство утвердилось там несколькими веками раньше), а сам занял архиепископскую кафедру Майнца. Сложности для миссии Бонифация в Германии создавали, кстати сказать, не только и не столько язычники, сколько, так сказать, полухристиане еретической направленности, которых в Европе было тогда очень много; именно поэтому создание прочной церковной структуры приобрело особое значение. Организуя и реорганизуя церкви на местах, Бонифаций вдохновлялся примером своего соотечественника — св. Теодора Кентерберийского. Неоценимую помощь оказали ему римские папы и императоры, которые покровительствовали ему в разные периоды его деятельности. Карл Мартелл помог в евангелизации Германии, короли Карломан и Пипин Короткий – в реорганизации франконской церкви, где не в последнюю очередь благодаря попустительству того же Карла Мартелла царил полный разброд – епископские кафедры или пустовали, или продавались за деньги, или отдавались необученным, некомпетентным, совершенно не подходившим для роли епископов мирянам. После смерти Карла Мартелла в 741 г. Бонифаций смог собрать реформаторский собор, который осудил злоупотребления и сделал строгий устав св.Бенедикта обязательным для всех монастырей эпохи Каролингов. В 751 г. Карломан удалился в монастырь, и св.Бонифаций короновал Пипина Короткого, который впоследствии отделил из своих владений так называемую «Папскую область», включавшую в себя окрестности Рима, Равеннский экзархат и некоторые провинции Италии и просуществовавший до 1870 г.. Однако сам на этом остановился, реформы продолжать не стал и, передав дела св. Хродегангу из Метца, почти восьмидесятилетним старцем вернулся во Фризию, где начинал когда-то свой миссионерский путь. Несмотря на возраст, он был полон бодрости и намеревался проповедовать дальше. Ему удалось восстановить христианство на прежде освоенных, а потом заброшенных миссионерами территориях и даже продвинуться дальше, в глубь северовосточной Фризии, где нога проповедника еще не ступала. Поначалу проповедь Бонифация встретила понимание. Но как стали бы разворачиваться дела в дальнейшем, неизвестно: жизненный путь св. Бонифация трагически оборвался. Однажды, когда миссионеры стояли лагерем близ Доккума, на них напали разъяренные язычники с мечами и перебили всех, кого олько можно было. Ворвались они и в палатку св. Бонифация, которые в тот момент спокойно читал Евангелие, и зарубили старца. Именно этот момент отображается обычно на католических иконах св. Бонифация: святой закрывается Евангелием от занесшего над ним меч убийцы.
Тело святого было перевезено в Фульду, в монастырь, основанный учеником Бонифация св. Стурмом. Здесь оно до сего дня и покоится. Почитание св.Бонифация устаноилось сразу же после его смерти и с тех пор не ослабевало. В настоящее время он является одним из наиболее почитаемых святых Германии и Голландии. Интерес к его жизни особенно возрос в XIX и XX-ом веках. Ч.Даусон, оксфордский католический богослов, считал, что св. Бонифаций оказал на историю Европы более значительное влияние, чем кто-либо другой из англичан за всю историю. Даусон имеет в виду не только евангелизацию Европы, которую с таким жаром и искусством проводил св. Бонифаций, но и политическое влияние святого на жизнь европейских стран раннего средневековья. С участием св. Бонифация заключались исторические союзы пап и императоров, без которых будущее Европы было бы иным. Основанные св.Бонифацием монастыри озарили континент светом веры и христианской учености. Сохранившиеся тексты его писем выдают в нем поистине великого человека – сильного духом, решительного, щедрого, искреннего, привлекательного. Неудивительно, что он был так любим, и что за ним последовало столько верных учеников.
Память св.Бонифация празднуется 5 июня, перенесение мощей – 1 ноября.
Лиоба (Лиобгита) (700-782) – аббатисса Бишофсхаймского монастыря в Баварии. Имя этой святой – собственно, семейное ласковое прозвище, поскольку при рождении отчаявшиеся уже было заиметь ребенка родители назвали девочку Трутгеба – «дарованная Богом», – означает «Дающая любовь», так что некоторое сходство с русским именем «Люба» здесь не случайно. Лиобгита родилась в Англии, в семье, связанной родственными узами со св. Бонифацием (по материнской линии). Легенда рассказывает, что преед тем, как разрешиться от бремени, мать будущей святой увидела во сне, будто она родила не ребенка. а колокол, звон которого разнесся по всей земле. Воспитывалась девочка в монастыре Уимбурн, – том самом, что служил впоследствии св. Бонифацию опорным пунктом для его миссионерской деятельности. Здесь девушка получила образование, здесь же постриглась в монахини. Между ней и св. Бонифацием завязалась интенсивная по тем временам переписка, продолжавшаяся несколько лет и частично сохранившаяся. Эта переписка – исключительной ценности документ, свидетельство того, как завязывается иногда заочно теснейшая дружба между единомышленниками, – вне всякой зависимости от пола, положения в обществе и возраста. «Я – единственный ребенок в семье, – писала Лиобгита Бонифацию, – и как бы я была счастлива, если бы я, хотя я и не достойна такой чести, могла бы считать тебя своим братом, поскольку я доверяю тебе больше, чем кому-либо из встречавшихся мне людей…» Наконец, св. Бонифаций попросил Лиобгиту приехать к нему в помощницы. Та выразила согласие и в 735 (или в 748 г.) прибыла в Германию в сопровождении еще тридцати монахинь. англичанки-миссионерки начали свою проповедь в Вюрцбурге, затем направились в Тюрингию. Здесь Лиоба (будем теперь называть ее сокращенным на немецкий манер именем) была поставлена руководить расположенным неподалеку от Вюрцбурга женским монастырем под названием Таубербишофсхайм. Кроме того, ей было поручен надзор и за другими женскими монастырями, основанными св. Бонифацием, а еще несколько монастырей она основала самостоятельно. Во всех этих монастырях соблюдался устав св. Бенедикта, что означало прежде всего подчиненность всей монастырской жизни уставной молитве. При этом, по образцу большинства англосаксонских монастырей, Таубербишофсхайм сразу сделался центром переписки книг и очагом культивации самых многообразных ремесел, причем Лиобгита была для своих монахинь сразу всем – и наставницей в христианском учении, и учительницей грамоты и ремесел, и руководительницей во всех делах. Авторы житий св. Лиобы сообщают, что та была хороша собой, проста и дружелюбна в обращении, добра, умна (совета св. Лиобы искали выдающиеся церковные и политические деятели того времени) и «никогда не выпускала из рук Евангелия». Община женского монастыря, которым она управляла, повсеместно вызывала такое уважение, что установился обычай именно оттуда приглашать аббатисс для вновь основанных монастырей.
После двадцати восьми лет служения св. Лиоба оставила Таубербишофсхайм и удалилась на покой в монастырь Шорнсхайм, расположенный неподалеку от нынешнего Майнца. Там она и оставалась до самой смерти. Только один раз она покинула стены монастыря и посетила Аахен, чтобы уважить пригласившую ее в гости ко двору императора Карла Великого королеву Хильдегарду – давнюю ее подругу.
В 754 г. престарелый св. Бонифаций, отправляясь в свое последнее миссионерское путешествие, поручил св. Лиобу заботам другого своего помощника – св. Лулла, и, чувствуя, что конец его жизненного пути близок, завещал, чтобы после смерти св. Лиобу похоронили бы рядом с его могилой. Так и поступили: св. Лиоба была похоронена рядом со св. Бонифацием, на горе Петерсберг, в Фульде. В ее святости ни у кого не возникало ни малейших сомнений, и вскоре после смерти она была канонизирована (поэтому св. Лиобу изображают обычно с книгой – Евангелием – на которой лежит колокол) День ее памяти – 28 сентября.
Св. Вигберт (ок. 675-746 гг.). О св. Вигберте известно немного. Он родился в Англии и, по-видимому, уже принял постриг, когда, около 734 г., и до его ушей дошел призыв св. Бонифация принять участие в миссионерском путешествии на континент. Вигберт последовал этому призыву и отправился в Германию. Здесь св. Бонифаций поставил его аббатом в Херсфельдский монастырь в Гессене, где святой успешно проповедовал Евангелие вплоть до 737 г., когда получил новое назначение – в Тюрингию, где он стал аббатом Ордруфского монастыря. Но преклонный возраст не позволил св. Вигберту надолго остаться в Тюрингии, и, чувствуя приближение своего конца, святой испросил у св. Бонифация дозволения провести остаток дней в Херсфельде (и получил просимое). Известно, что, несмотря на слабое здоровье, святой, до самой своей смерти, вел суровый, аскетический образ жизни.
День памяти – 13 августа.
Св. Стурм (Стурмиус) (ок. 720 –779 гг.) родился в Баварии, в христианской семье, что, несмотря на уже совершившуюся христианизацию Баварии, тогда было еще достаточной редкостью (не получается же сказать без запинки – «родился в 1965 году в Советском Союзе, в христианской семье»). На современном немецком это имя звучит как «Штурм» – «Буря». В ранней юности на него такое сильное впечатление произвела встреча со св. Бонифацием, что Стурм оставил семью и отправился сопровождать святого в одно из его миссионерских путешествий. По возвращении св. Бонифаций вверил юношу заботам аббата одного из недавно основанных монастырей – св. Вигберту. Через некоторое время Стурм принял священство (в 740 г.). В его житии сообщается, что он с молодости обладал даром изгонять злых духов и особым даром примирять враждующих. Однако ученик Бонифация (которого святой направил на проповедь в Гессен) чувствовал в себе призвание не к общественному служению, а к отшельнической жизни, и учитель дал ему благословение основать собственный скит, для которого было выбрано уединенное место невдалеке от нынешнего Ганновера. Здесь Стурм, в обществе двух других монахов, долгое время предавался посту и молитве. Однако спустя некоторый срок св. Бонифаций принял решение направить отшельников в другое место. Где быть этому месту, открылось не сразу. Стурм отправился странствовать по Германии, с псалтирью в руках и в сердце, ожидая указаний свыше. Однажды во время его странствий на него напали дикие славяне, но, удержанные силой свыше, не смогли причинить святому страннику никакого вреда (о деталях легенда умалчивает). Подходящее место отыскалось на берегу речки Фульды (в 744 г.). Так был основан знаменитый впоследствии Фульдский монастырь, прославившийся впоследствии центр не только духовной жизни, но и наук, культуры и искусства, первым аббатом которого стал Св. Стурм. Именно в этом монастыре был, по его собственному завещанию, впоследствии похоронен св. Бонифаций (754 или 755г.), а рядом с ним – его сподвижница, св. Лиоба.
После смерти Бонифация у аббата Фульдского монастыря возникли серьезные проблемы: на него ополчился епископ Майнца св. Лулл, тоже ученик Бонифация. Нестроения осложнялись тем. что Фульдский монастырь подчинялся непосредственно Святейшему Престолу, формально находясь на «канонической территории», подчиненной св. Луллу. Спровоцировал ли чем-либо св. Стурм нелюбовь св.Лулла, доподлинно не известно, однако в итоге на св, Стурма было воздвигнуто настоящее гонение: его оклеветали перед королем Пепином Коротким, обвинив в попустительстве речам, оскорбляющим величество. Король поверил навету и на два года изгнал св. Стурма из монастыря, однако потом внял многочисленным ходатайствам осиротевших монахов, любивших и уважавших своего аббата, и принял на веру свидетельство самого св. Стурма – «От грехов я не свободен, однако пред тобой, о король, я чист». Возвратившись в Фульду оправданным, святой уже не покидал монастыря до самой своей смерти (со св. Луллом они в конце концов примирились). После возвращения святого аббата слава монастыря выросла еще более. Император Карл Великий, питавший к св. Стурму большое уважение, поручил ему дело евангелизации новообращенных саксонских племен. Однако не успел святой закрепить первые успехи, как саксы подняли мятеж. Фульдскому монастырю угрожала реальная опасность. Стурм предложил монахам покинуть монастырь и, взяв с собой мощи св. Бонифация, переждать нападение в безопасном месте. Сам же он остался в окрестностях монастыря, надеясь, что сможет хоть что-нибудь предпринять для его спасения. Нападения так и не произошло: местные жители объединились и отбросили саксов. Монахи вернулись в Фульду, евангелизация саксов продолжилась (по инициативе Карла Великого вокруг монастыря были основаны саксонские поселения; так постепенно образовался город Фульда), и Стурм, несмотря на преклонные годы и слабость, снова деятельно включился в дело проповеди. На этот раз успех был куда весомее. Ко времени смерти святого 17 декабря 779 г. в Фульде было уже более четырехсот насельников (общего количества новообращенных история не сохранила).
Примечательно, что легенд, связанных со св. Стурмом, нет – он целиком умещается в истории.
День памяти: 17 декабря.
2003 г.